20 ноября 2012 на базе МКОУ «А-Невская средняя общеобразовательная школа» был проведен семинар учителей истории и обществознания Тарумовского района на тему: «Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания». На семинаре присутствовали работники РУО, учителя истории и обществознания школ района.
Открыла семинар Мельникова Т.В. - зав. методическим кабинетом РУО. Она сказала, что сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Многих преподавателей всегда волнует данная актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.
Затем учитель истории и обществознания А-Невской школы Юлбалдыев Т.С. дал урок обществознания в 11 классе на тему: «Выборы: система и люди», целью которого было: ознакомить учащихся с основными понятиями избирательной системы, способствовать социализации выпускников, показать значимость участия граждан в выборах любого уровня. На всех этапах урока учитель использовал ИКТ, что позволило добиться наибольших результатов и выполнить поставленные цели и задачи в полном объеме.
Учитель сумел организовать урок так, что ученики не просто получали готовые знания, а подобно исследователям, сами добывали их.
При обсуждении проведенного урока все учителя отметили, что урок получился интересным, содержательным и познавательным. Такие уроки побуждают интерес к учебе и желание мыслить.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказались вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходило это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяло учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном меняется взаимодействие учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы.
Юлбалдыев Т.С. прекрасно знает свой предмет и был для учеников наставником, сумел зажечь в них искру интереса, повести детей за собой. Знания, которые получили дети в ходе урока, имеют практическую направленность.
Особенно была отмечена исследовательская работа учащихся, проведенная при подготовке к уроку. Это был социологический опрос жителей села о роли выборов в их жизни, жизни села и страны. Ребята даже сняли видеоролики, которые вызвали большой интерес.
Затем для участников семинара были проведены открытые классные часы. В 6-м классе - на тему: «4 ноября - День народного единства» /Классный руководитель Стеблинова В.И./.
В 8-м классе - на тему: «Ты одна такая любимая, родная». (классный рукодитель Гасанова М.Д.)
Завершился семинар большим внеклассным мероприятием на тему «Права детей», подготовленным учащимися школы под руководством социального педагога Кадковой В.Б. и педагога-психолога Менглимурзаевой С.М.
Во время проведения всех мероприятий активно использовались компьютер, проектор, интерактивная доска. Дети читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки.
При обсуждении мероприятий было отмечено, что все они прошли на высоком уровне. Такие мероприятия воспитывают в детях патриотизм, толерантность, душевность, доброту, умение формулировать и отстаивать свою гражданскую позицию, любовь к прекрасному.
Закрывая семинар, Гайдарова С.А. - руководитель методического объединения учителей истории и обществознания района, отметила высокий профессионализм педагогов А-Невской школы, принявших участие в проведении семинара и поблагодарила всех за участие, добавив, что каждый сегодня открыл для себя много нового. Такие встречи необходимы как для молодых специалистов, так и для опытных педагогов.
Далее она сказала, что современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, ответственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможные последствия, а также отличаются мобильностью и способностью к сотрудничеству.
Система работы педагогического коллектива А-Невской школы позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса, росту внутренней мотивации к учению, что проявляется в росте познавательной потребности и активности, увеличении количества и качества выполняемых учащимися творческих и исследовательских работ, достаточно высокой результативности участия учеников в районных олимпиадах, научно- практических конференциях, успешном выполнении учащимися государственных программ и стандартов, наличии положительной динамики качества обучения.