ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АДМИНИСТРАЦИИ
МР "ТАРУМОВСКИЙ РАЙОН
Наши контакты:+7(87261)3-10-20,tarumrayon@e-dag.ru

Вы здесь

С.Шапошников: Родину защищать - это честь и большая ответственность

Каждый человек может стать настоящим защитником Отечества, особенно когда Отечество сталкивается с серьёзными внешними угрозами. Чтобы подготовить настоящего умелого защитника Родины и существует срочная служба в рядах Вооружённых Сил. Всё это прошёл наш земляк из Тарумовки Сергей Александрович Шапошников, директор Тарумовского Дома культуры.
Сергей Александрович Шапошников родился 25 мая 1959 года в с.Тарумовке. В 1976 году закончил Тарумовскую среднюю школу.  С 1977 по 1979 году служил в Армии, в составе группы Советских войск  на территории Германской Демократической Республики.
После окончания службы работал пионервожатым Тарумовской средней школы и в 1981 году поступил на исторический факультет Дагестанского пединститута, который успешно закончил в 1986 году.
Работал старшим пионервожатым, был избран секретарем Тарумовского РК ВЛКСМ; учителем истории.
С 1988 по 1991 год работал учителем истории  в 37-й школе в Махачкале.
С 1991 года по 2003 год работал в Тарумовской средней школе учителем истории, а с 2003 по 2016  - руководителем Комитета по делам молодежи Тарумовского района.
С 2016 года – директор Тарумовского Дома культуры.
Сергей Александрович женат. Жена – Светлана Михайловна – бухгалтер.  Сергей Александрович с женой воспитали двух сыновей: сын Александр – сотрудник МВД в г.Ростов-на-Дону и сын Алексей – сотрудник Тарумовского ОМВД.
Также у Сергея Александровича и Светланы Михайловны есть маленькие внук и внучка, в которых они души не чают.
О службе в батальоне «Каспий» Сергей Александрович побеседовал с нашим корреспондентом.

Наш корр.: Сергей Александрович, что заставило Вас пойти на СВО?
С.Ш.:
Когда началась Специальная военная операция, у меня не было мысли идти  на фронт. Да и мобилизация меня не коснулась в силу возраста. Побывав на одном из казачьих Кругов в Ставропольском крае, слушал выступление атамана Терского казачьего войска Виталия Кузнецова, в настоящее время возглавляющего  Всероссийское казачье общество,  о том, что надо казакам идти добровольцами на Специальную военную операцию. 
Дома всё время размышлял, о том, что Отечество в опасности надо идти. Кто, если не мы, казаки? 
Однажды мне в голову пришла мысль «Что я скажу внукам, когда они подрастут и спросят: «Дедушка, где ты был, когда была Специальная военная операция?» И что я отвечу?
На моём пути повстречался замечательный человек Хабибула Халимов,  заместитель главы Тарумовской районной администрации. 
Как -то разговорились и он сообщил, что создаётся добровольческий батальон «Каспий» для участия в СВО. Я сразу ухватился за идею пойти в батальон «Каспий». Но были сомнения: не подведёт ли меня здоровье, выдержу ли, не подведу бойцов. 
Хабибула Халимов  сказал мне, что буду выполнять работу по силам. Глядя в его искренние глаза понял, что это надёжный командир.
И я вбежал в «последний вагон уходящего поезда» - ведь мне было 64,5 года
Согласно военному билету офицера Советской Армии, я был назначен заместителем командира 1-ой штурмовой роты по военно-политической работе добровольческого батальона «Каспий» Казачьей разведывательной бригады «ТЕРЕК».
Находясь на передовой в блиндаже, когда начались его обстрелы, когда тряслась земля и крыша  была готова обвалиться, я вдруг осознал, что  иду по той же земле, что когда-то в Великую Отечественную войну шёл мой дедушка, Матвей Игнатьевич Чибирев. 
Он воевал в Запорожской области и скончался от ран в госпитале в Михайловке, где и был захоронен. Вот поэтому мы должны доделать то, что не завершили наши деды. Чтобы наши внуки и правнуки не столкнулись с таким варварством.
 Прослужил я 7 месяцев и вернулся домой по завершению контракта.
Наш корр.:  Как на Ваше решение отреагировала семья?
С.Ш.:
Семья до последнего не знала, о моих намерениях. За несколько дней до отправки прибыл старший сын с семьёй из Ростова – на -  Дону погостить. Сели ужинать и жена младшего сына вдруг заговорила: «Папа, это правда, что ты на СВО идешь?».
- «С чего ты взяла?» 
- «Вся Тарумовка говорит и мне сказали посторонние  люди». 
Жена была в шоке, я пытался отшучиваться. Так раскрылся мой секрет. Затем были закупка первых необходимых вещей и проводы в Кизляре.
Семья стала моим надежным тылом. Ежедневно были звонки с дома. Жена стала ангелом-хранителем семейного очага. Несмотря на все трудности, она ухаживала за моей мамой, Анастасией Матвеевной, которой уже 92 года.
Наш корр.: Сергей Александрович, какие у Вас есть медали? 
С.Ш.:
Я получил первую высшую награду от Федерального Агентства по делам национальностей РФ за личный героизм - нагрудный знак «За отличие в службе российского казачества». Также награжден  медалью за мужество и отвагу «Генерала Ермолова» Терского казачьего войска; медалью им. «Амед-Хан Султана» за патриотическое воспитание молодёжи; медалью «За участие в специальной военной операции»; Благодарности от командования батальона «Каспий» и главы тарумовскоц районной администрации.
Наш корр.: К чему были не готовы, приехав на передовую?
С.Ш.: Прибыв в Луганскую Народную Республику, мы думали, что будем охранять военные объекты, будем на блок постах. А оказалось, что мы нужны на передовой, на передней линии и задача - стоять в обороне и в случае наступления противника дать бой.
 К этому психологически был мало кто подготовлен. Война есть война, и ты не знаешь, что будет сейчас и что завтра. Уходя на позиции, бойцы прощались крепким рукопожатием и братским обниманием, а встречали их с позиций как героев.
Наш корр.: А как справлялись со страхом?
С.Ш.:
Сказать, что у бойца не было страха, это значит , что он психически не нормальный человек. Страх был у всех. 
Побороть страх помогала вера в Бога. У нас на Постоянном пункте временной дислокации были молитвенные комнаты, в блиндажах  - иконы. 
У меня самого, как у замполита, был свой молитвенный уголок, в котором была старинная деревянная икона, переданная мне племянником от старца Астраханской епархии. 
Эту икону я возил и носил с собой. У большинства были молитвенники православного воина, а у воинов мусульманской веры -  молитвы, подготовленные Духовным Управлением. 
На фронте грани вероисповедания стираются. На Пасху православные воины пошли молиться в ближайший храм, а мусульмане, по своей инициативе, взяли храм под охрану и всю ночь простояли на посту, а в следующую ночь они вышли на позиции . Ребята провели две бессонные ночи. Можно много привести примеров, когда вера в Бога помогала нам преодолеть страх.
Наш корр.: Тяжело ли было возвращаться со службы к мирной жизни? 
С.Ш.:
После прибытия домой были радушные встречи дома, в районной администрации у главы района Василия Джамалова, в Центре культуры и досуга, встречи с друзьями. 
А чего не хватает: тех бойцов, которые были рядом, того нашего братского союза. Бойцы батальона «Каспий» и сейчас постоянно на связи со мной и друг с другом. 
Говорят, что замполитов бывших не бывает. Две недели дома, а кажется целая вечность. 
Снятся сны – окопы, блиндажи, снаряды. Снится та прошлая жизнь. Обострено чувство справедливости. Постараюсь быстрее войти в гражданскую рабочую колею.
Наш корр.: Сергей Александрович, какие советы дадите молодому поколению?
С.Ш.:
Мои советы молодому поколению: вырабатывайте в себе мужской стержень. Сказал «Да», выполни. Отходите от либерального понятия: «Слово дал, слово взял». Это не наше.  Берите пример с бойцов первого добровольческого батальона «Каспий», мы шли, не зная что там будет, но слово дали и его сдержали. 
Воспитывайте в себе силу духа. Если есть сила духа – всегда  победишь.
Помните, что вы скажите своим внукам и детям когда они спросят: «Дедушка, папа, а где ты был когда была Специальная военная операция? Чем занимался?»
Наш корр.: Спасибо большое за интервью, Сергей Александрович, здоровья Вам и Вашим близким!