Информация по малоформатной торговле. |
Впервые возможность, порядок и схемы размещения нестационарных торговых объектов была официально закреплена Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Далее Минпромторгом были разработаны «Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации» и разосланы письмом от 23 марта 2015 г. № ЕВ-5999/08 в регионы. Рекомендации были призваны внести прозрачность и единообразие в общие принципы регулирования субъектами Российской Федерации сегмента нестационарной торговли (или мелкорозничной торговли). Рекомендации были подготовлены с учетом позиции общественных объединений предпринимателей, хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В 2018 году законопроект о мобильной торговле был внесен в Госдуму, но затем отложен. Спикер Госдумы Вячеслав Володин уже пообещал вернуться к рассмотрению законопроекта о нестационарной и мобильной торговле в весеннюю сессию этого года. По итогам заседания 30 января 2021 года Правительство Российской Федерации опубликовало Распоряжение N 208-р о стимулировании предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Распоряжением рекомендовано региональным и местным властям:
|
Региональные власти в течение двух месяцев должны принять соответствующие нормативные акты, а также проинформировать граждан о новых возможностях розничной торговли. Российская Гильдия пекарей и кондитеров считает, что развитие нестационарной и малоформатной торговли хлебом (автолавки, ларьки, ярмарки и т.д.) в условиях пандемии положительно скажется на развитии конкуренции и стабилизации цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Пекари смогут самостоятельно устанавливать отпускные и розничные цены, более гибко реагировать на изменение спроса, изменяя ассортимент в зависимости от предпочтений, территориальной особенности и уровня доходов населения. Поскольку хлеб является муниципальным продуктом с коротким сроком реализации, то для обеспечения не менее важных факторов - территориальной доступности хлеба и уровня конкуренции на региональных рынках хлебопечения - необходимо увеличение хлебопекарных бизнесов и точек продаж хлебной продукции. Развитие сегмента нестационарной и мобильной торговли хлебом затрагивает не только густонаселенные города, но в большей степени населенные пункты с низкой плотностью населения. Из-за ухудшения демографической ситуации в сельской местности, на протяжении многих лет происходило сокращение сети учреждений социальной, торговой инфраструктуры, а также хлебопекарных производств. Важнейшей причиной убыли сельского населения является низкая инфраструктурная оснащённость села, недостаточная территориально-экономическая доступность продуктов, в том числе хлеба (отсутствие или малое количество торговых точек, а также нерегулярность поставок хлеба в отдаленные населенные пункты). Мобильная и малоформатная торговля откроет широкие возможности для всех участников рынка:
|
Поскольку торговля с «автолавок» проходит на открытом воздухе, она имеет явное преимущество перед закрытыми помещениями магазинов, учитывая нынешнюю эпидемиологическую ситуацию. Такое обслуживание позволяет минимизировать скопления населения в крупных торговых центрах и снизить нагрузку на общественный транспорт. РОСПиК внимательно следит за развитием ситуации в каждом регионе, касающейся нестационарной и малоформатной торговли (автолавок, павильонов, ярмарок и т.д.), оказывает содействие органам государственной власти с целью выявления «узких мест» и решения возникающих вопросов. |