Все дальше в прошлое уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но память о тех, кто не вернулся с кровавых полей войны, кто грудью защищал независимость нашей Родины, кто не жалея сил работал в тылу – память о них живет в наших сердцах.
Молодое поколение не знает, что такое война. Мы живем в мирное время. Но пока среди нас еще живут те, кто помнит страшное время Великой Отечественной.
Кто же в настоящее время может нам рассказать о том, какой она была, та война? Шестьдесят девять лет со дня Победы – это большой срок. Нет в живых ветеранов, их жен. Но живут среди нас те, кто во время войны сами были детьми. Дети войны – это особое поколение. Война осталась в воспоминаниях этих людей с самой горькой стороны. Когда при встрече просишь что-нибудь рассказать о войне, все отвечают одинаково: «Да что там рассказывать. Жили мы плохо, голодно. Да ждали, когда наступит Победа».
Мы публикуем краткие воспоминания детей войны о войне. Полные версии материалов войдут в книгу «Дети войны – о войне», которая выйдет к юбилею Великой Победы.
...Тутовник вместо елки
Дубчак Любовь Дмитриевна родилась в городе Кизляре 18 января 1937 года. В село Рассвет переехала с семьей в 1940 году.
Из её воспоминаний:
«Отец наш не воевал, потому что у него не было правой руки. Старший брат Иван писал однажды с фронта, что они попали в окружение, и, уходя в глубь леса, он заблудился там. 18 дней он бродил по лесу, и наконец, уже выйдя из леса, он потерял сознание. Его нашли наши солдаты. Он служил до 1952 года.
В войну тяжело в селе было. В то время стирали золой: золу получали, сжигая подсолнечник.
Были у нас и корова, и бараны, и птицы. Но мясо мы не ели, сдавали государству.
Хлеба не было, пекли кукурузные чуреки, ели по кусочку (по одному укусу). Мне доставалось мало, братьям - побольше, потому что они работали на полях.
В школу я пошла в 9 лет, желание, было, учится огромное. Занятия проходили в с.Рассвет (4-летка).
В 5 класс ходили через речку Таловку в с.Ново-Николаевку.
Первая моя учительница - Кондратенко Раиса Алексеевна, в школу ходила в поршнях. В школе на Новый год «тутовина» вместо елки была, наряжали ее вырезками из газеты.
Про Новый год узнали в школе, а так даже не знали, что такое день рождения. С малых лет помогала по хозяйству. Выхаживала нас соседка - баба Катя. Она своего внука смотрела и за нами присматривала».
... Есть и сегодня эти шрамы
Жанна Григорьевна Рамалданова родилась в 1941 году в селе Ново-Зарицкое Одесской области.
Сейчас живет и трудится в станице А-Невского, она хранитель истории села. Эти строчки – лишь малая доля материала о военном детстве на далекой Украине…
«Что я помню? Мучительный голод, когда мы все втроём малышами что-то сладкое рыли из-под снега. Это была мёрзлая картошка, мы её называли «бульба».
Мама получала паёк с колхоза и с РОНО, но это были крохи, чтобы не умереть. Тяжело было, когда женщин села послали рыть окопы. Школу занял румынский лагерь, наша квартира была в школьном здании, напротив нас жила семья другого учителя, но он эвакуировался и выехал.
Нас троих детей кто-то закрыл на замок. Окна решетчатые, с большими подоконниками, где мы уселись и наблюдали, как суетились во дворе румынские солдаты. В углу школьного двора стояла их кухня. Несколько раз старый солдат - кашевар проходил мимо окна и видел голодных детей.
Проходя в очередной раз, он с опаской швырнул в форточку бумажный свёрток. Это была горячая каша. Брат в то время уже стал опухать от голода. Так, благодаря этому кашевару, мы выжили.
Через неделю лагерь ушёл из села и жителей отпустили домой… Бежали все, чтобы быстрее увидеть своих родных... Не спешила только наша мама, не надеясь увидеть своих детей живыми... И сколько было слёз радости, когда мы её встретили! Она благодарила Всевышнего и того старого вояку, который спас её детей, а мы не знали даже его имени...
С фронта мама получила два «треугольника», а третья печальная весть коснулась и нашей семьи - « пропал без вести»... Но мама находила силы идти в школу к своим ученикам, а когда раздавались взрывы, она уходила в подвальное помещение и при свете керосиновой лампы продолжала уроки.
Большая часть домашней рабо-ты выпала старшей сестре, она даже варила суп из лебеды и свеклы. Печь топили сухой соломой, сами её и приносили в большом старом, вязаном платке. Однажды, когда она отсырела, и мы ею дополна набили печь, дым застлал всю комнату, а когда мы попытались подуть, чтоб разжечь её, пламя обожгло нам с братом лица, хорошо, что пострадали только ресницы, брови и часть волос.
А печь была русская, она сохраняла тепло и обогревала нас. Однажды мама не заметила, что мы там днём уснули, зажгла её дровами, и мы проснулись с криком, что от ожогов получили волдыри. Есть и сегодня эти шрамы».
... Я мечтал съесть хоть одну конфетку
Нестеренко Григорий Павлович родился 07.02. 1933 году в хуторе Ново-Николаевке Карабаглинского с/совета Кизлярского района.
Он вспоминает:
«Наш хутор был основан в 1912 году.
О войне мы узнали с повестки военкомата. Первые повестки были вручены председателю сельского совета Нестеренко Алексею Григорьевичу и еще нескольким жителям. И тут потекли реки слез, жители провожали отцов, мужей, братьев на войну.
Из моих родственников на фронте воевали пять человек: отец - Нестеренко Павел Григорьевич, дядя - Нестеренко Василий Гаврилович, дядя - Калюжный Григорий Федорович, двоюродные братья - Нестеренко Григорий Васильевич и Черный Сергей. Ни один не вернулся с фронта.
С фронта приходили письма в форме треугольника. Письма проверяли, поэтому отец писал, что кормят хорошо, живут в теплых помещениях. Всегда писал, что жив и здоров.
Хотя мать и понимала, что все не так и уж хорошо.
Все мирские дела в военное время легли на плечи женщин: пахали, сеяли, убирали урожай, копали канавы.
Хозяйство было большое, более 200 голов (лошади фондовские, военного назначения).
Ели баланду, которая состояла из семян веника, тростника и кукурузы, все перемешивали на мельнице.
С полученной смеси пекли лепешки, чуреки. В хуторе сажали картошку, тыкву, кукурузу двух сортов: черную и серую, и тростник.
В детстве любили играть в Чапаева и Корчагина. Они были для меня героями.
... В то голодное время я так мечтал сытно поесть, мечтал съесть хоть одну конфетку»…
Молитвы от раны и пули
Уважаемая редакция, здравствуйте! Давно вам не писала, но в преддверии самого дорогого, самого радостного и самого печального Дня Победы не удержалась.
Я тоже дитя войны и именно сейчас, когда, казалось бы, должно забываться, то время вспоминается с особой остротой и болью.
Моя семья, когда началась война, жила в маленьком хуторке Курдюки на Кизлярщине.
Отец ушел на фронт в первые дни войны. Нас осталось трое у матери на руках. Старшему брату было 6 лет, сестренке 4 годика, а мне 7 месяцев. Как рассказывала мама, отец был немного грамотным по тем временам, и главным его наказом матери было: «Береги детей и учи их. Война, судя по всему, быстро не кончится, да и вернуться не всем придется».
У нас была начальная школа, я ее хорошо помню: неплохое деревянное здание на два класса, занятия в две смены, и крохотная библиотека.
Был в селе небольшой клуб, где уже в конце войны крутили фильмы. Был детский садик или, как назывался он тогда, ясли. Этот период я уже помню хорошо. Основным занятие для детей 5-6 лет было хождение за лебедой в конец села. Из нее варили еду. Не знаю даже, как называется это блюдо. Помню вкус – горько-солено-кисловатый, но ели все наперегонки.
Похоронку на отца получили в конце 1944 года. Чувств никаких не помню, но хорошо пом-ню заплаканные лица матери, бабушки и брата, который горько плакал и кричал, что убьет всех немцев.
Мать работала дояркой и конюхом одновременно, а мы, дети, в летнее время – пастухами.
В наши края немца, слава богу, не пустили, и мы не голодали, выжили, но горя хватило с лихвой. Но все друг другу помогали, делились всем, чем могли.
Выполнила мать и наказ отца. Во-первых, она сама научилась читать и писать, но все буквы писала заглавными.
Рядом с нами жила моя учительница Анна Максимовна. Мама ходила вечерами к ней и брала уроки. Она переписывала у других женщин молитвы в тетрадь и читала их вечерами нам, чтобы отец вернулся с войны живым.
Эта тетрадь до сих пор хранится у меня. Есть в этой тетради молитвы «От раны», «От пули», «Спаси и сохрани». Я носила эту тет-радь, уже пожелтевшую, в нашу Калиновскую школу, показывала и читала ученикам.
После войны мы, дети, как наказывал отец, учились и работали, нашли свое место в жизни.
Мы, люди того времени и поко-ления, были немного наивные, чего-то недопонимающие, но честные в делах и помыслах, с чистой душой и готовые в любой момент придти на помощь нуждающемуся.
Отношения были искренними, доверительными. Я не больна ностальгией - достаточно у меня других болячек. Я вполне современный человек. Несмотря на возраст, люблю сегодняшнюю молодежь, умею находить с ней общий язык, знаю их запросы.
«Душа в душу, глаза в глаза» - вот так сегодня надо общаться с молодежью, но при этом самому нужно быть правдивым, чтобы тебе верили. Сегодня в этом мы проигрываем, честность и правдивость подменены другими ценностями.
Но я верю в нашу молодежь, а наших ветеранов ВОВ от всей души поздравляю с праздником Великой Победы.
Поздравляю всех, кто помогал ковать Победу в тылу, поздравляю всю молодежь с праздником.
Будьте достойны своих отцов, дедов и прадедов!
Клавдия Степановна Белая, с.Калиновка.
Воспоминания об отце
Рамазанова Кызару Самадиновна родилась в ауле Вышеталовка 1937 году. Она пишет: «Отца, Батырова Самадина, забрали на фронт и в 1941 году мать с двумя детьми осталась без кормильца.
Было очень тяжелое время, суровая зима. Питание было скудное: кукурузная лепешка и чай, иногда с молоком. Семье немного стало легче, когда отца мобилизовали по ранению.
Он служил в разведроте и в одном задании был тяжело ранен в руку и грудь. После госпиталя его признали недееспособным и отправили в тыл. Он рассказывал, что две пули так и остались возле сердца, а 3 пули он очень долго хранил вместе с медалями.
Я мать восьмерых детей, вдова. Года 3 назад потеряла сына. Много горя и бед пришлось перенести мне, и книги не хватит всего написать. До сих пор стараюсь занять себя чем-либо. Целыми днями вяжу, чтобы как-то забыть свои печали. Свой дом превратила в маленький музей».