"Апостол" Ивана Фёдорова, изданный в 1564 году в Москве, — первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда её напечатал. Эти сведения содержались на выходном, или титульном листе — колофоне. В послесловии, а еще более детально в предисловии ко второму, львовскому, изданию «Апостола» Иван Фёдоров излагал историю создания русской типографии, а также сетовал на невзгоды, обрушившиеся на него…
Дата и место рождения Ивана Фёдорова точно неизвестны. Родился он около 1520 года. Версий о его происхождении несколько.
В 1532-34 годах некий «Johannes Theodori Moscus» получил степень бакалавра Краковского университета. О жизни и деятельности Ивана Фёдорова в Москве каких-либо документальных свидетельств не сохранилось. Отсутствие точного знания всегда восполнялось гипотезами. Недостатка же в предположениях нет.
По мнению одних авторов, дьякон Иван Фёдоров «приблизительно в тридцатилетнем возрасте» овдовел и должен был постричься в монахи… Но Фёдоров пожелал «заняться мирской, светской работой». Не исключено, что первопечатник находился в самой гуще общественной и культурной жизни Москвы, был знаком со многими выдающимися деятелями той эпохи — митрополитом Макарием, Максимом Греком, попом Сильвестром.
Он прекрасно знал не только издательское дело, но и артиллерийское искусство — отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. На протяжении своей жизни посетил Краков, Вену и, возможно, Дрезден, встречался с императором Рудольфом II, Стефаном Баторием, имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. Иван Фёдоров жил в эпоху, когда Иван Грозный присоединил к Руси часть восточных территорий.
В 1552 году русский царь покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. К этому времени книгопечатание было уже довольно распространено в Европе, и Иван Васильевич IV, будучи образованнейшим человеком своего времени, не мог не желать создания собственной книгопечатни в Московии.
Итак, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита «начали изыскивать мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи (1553); в 30-й же год (1563) царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело. И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению». Для помещения типографии царь велел отстроить «особые хоромы» недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем.
Печатный двор соорудили на средства самого царя, который «нещадно далше от своих царских сокровищ» заботился о спокойствии первопечатников. 1 марта 1564 года вышла первая русская, точно датированная «Книги апостольская деяния и послания соборная и святого апостола Павла послания», и Иван Федоров со своим учеником Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники. «Апостол» издали большим по тем временам тиражом — от тысячи до полутора тысяч экземпляров.
Печатники старались сохранить в книге все особенности манускрипта. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделялась красной краской.
Начало главы украшали заставки — орнаменты, на которых переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Иван Федоров сам отливал шрифты, был наборщиком, справщиком (корректором), сам иллюстрировал и гравировал.
Впервые в русском издании появился гравированный фронтиспис — фигура евангелиста Луки в триумфальной арке. Известно, что основой арки послужила гравюра из Ветхого Завета (Нюрнберг, 1524) работы ученика Альбрехта Дюрера — художника Эргарда Шёна. Помимо этой гравюры в книге 48 заставок (с 20 досок), 22 буквицы (с 5 досок), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набирались вязью.
Памятник первопечатнику И. Фёдорову Украина. Львов. Памятник русскому первопечатнику Ивану Фёдорову Когда в 1697 году в Чудовом монастыре Московского Кремля «Апостол» обнаружил Петр I, то он приказал отдать его в «книгохранительную палату» на Печатный двор и считать «Апостол» первой печатной русской книгой. На сегодняшний день известно о 61 экземпляре, которые все отпечатаны на французской бумаге. Любопытно, что в 1729 году автор «Введение в славянскую историю и литературу…»
И. Коль, утверждал, что ни один экземпляр книги не сохранился — все они погибли в Смутное время. Первое же упоминание в печати о конкретном экземпляре «Апостола» 1564 года принадлежало Василию Тредиаковскому. В XIX столетии описания различных экземпляров московского «Апостола» один за другим появлялись на страницах указателей старопечатных книг. Книга оказалась далеко не такой редкой, какой почитали ее В. Тредиаковский или епископ Дамаскин. А на Московском печатном дворе, в следующем, 1565 году, вышло два издания «Часовника», после чего деятельность Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца в Москве прекратилась, и они покинули пределы Московского государства. Отъезд первопечатников (вместе со шрифтами и оборудованием) из столицы, конечно, не был тайным, но назвать его причины однозначно невозможно.
Говорили о преследованиях властей, о специальном отправлении Ивана Фёдорова в Литву по просьбе гетмана Г. А. Ходкевича для поддержания православия. Русский историк Михаил Николаевич Тихомиров считал, что печатники уехали в Литовское княжество с согласия Государя. Сам Иван Фёдоров в послесловии к львовскому «Апостолу» (1574) писал о людях, которые «зависти ради многие ериси умышляти». Но это мог быть лишь повод для отъезда.
Не стоило забывать и о том, что в январе 1565 года Иоанн Грозный переехал в Александровскую слободу и объявил об «оставлении» им государства, и вскоре ввёл опричнину. Первопечатник считал за благо покинуть Москву. Однако это решение не могло быть окончательно принято, ибо, оставляя столицу, он увозил с собой оборудование, то есть государственную собственность, что без ведома царя сделать было невозможно. Так что, причины отъезда Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца из Москвы по-прежнему остаются загадкой.
В Москве же книгопечатание продолжало развиваться. В столице первопечатник оставил своих учеников Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева Невежу.
В 1568 году они выпустили первое послефедоровское издание — «Псалтырь». А сам Иван Федоров, продолжая издавать книги, после долгих скитаний скончался 5 декабря 1583 года. Его похоронили на кладбище львовского Онуфриевского монастыря. На могиле установили надгробную плиту с типографским знаком первопечатника и лаконичной надписью: «Друкарь книг, пред тем невиданных».
Апостол Ивана Фёдорова, изданный в 1564 году в Москве, — первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда её напечатал. Эти сведения содержались на выходном, или титульном листе — колофоне. В послесловии, а еще более детально в предисловии ко второму, львовскому, изданию «Апостола» Иван Фёдоров излагал историю создания русской типографии, а также сетовал на невзгоды, обрушившиеся на него…
Дата и место рождения Ивана Фёдорова точно неизвестны. Родился он около 1520 года. Версий о его происхождении несколько.
В 1532-34 годах некий «Johannes Theodori Moscus» получил степень бакалавра Краковского университета. О жизни и деятельности Ивана Фёдорова в Москве каких-либо документальных свидетельств не сохранилось. Отсутствие точного знания всегда восполнялось гипотезами. Недостатка же в предположениях нет.
По мнению одних авторов, дьякон Иван Фёдоров «приблизительно в тридцатилетнем возрасте» овдовел и должен был постричься в монахи… Но Фёдоров пожелал «заняться мирской, светской работой». Не исключено, что первопечатник находился в самой гуще общественной и культурной жизни Москвы, был знаком со многими выдающимися деятелями той эпохи — митрополитом Макарием, Максимом Греком, попом Сильвестром.
Он прекрасно знал не только издательское дело, но и артиллерийское искусство — отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. На протяжении своей жизни посетил Краков, Вену и, возможно, Дрезден, встречался с императором Рудольфом II, Стефаном Баторием, имел тесные связи с просвещенными людьми Европы. Иван Фёдоров жил в эпоху, когда Иван Грозный присоединил к Руси часть восточных территорий.
В 1552 году русский царь покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. К этому времени книгопечатание было уже довольно распространено в Европе, и Иван Васильевич IV, будучи образованнейшим человеком своего времени, не мог не желать создания собственной книгопечатни в Московии.
Итак, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита «начали изыскивать мастерство печатных книг в год 61-й восьмой тысячи (1553); в 30-й же год (1563) царствования его благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело. И, не жалея, давал от своих царских сокровищ делателям, диакону церкви Николы чудотворца Гостунскому Ивану Федорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению». Для помещения типографии царь велел отстроить «особые хоромы» недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем.
Печатный двор соорудили на средства самого царя, который «нещадно далше от своих царских сокровищ» заботился о спокойствии первопечатников. 1 марта 1564 года вышла первая русская, точно датированная «Книги апостольская деяния и послания соборная и святого апостола Павла послания», и Иван Федоров со своим учеником Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники. «Апостол» издали большим по тем временам тиражом — от тысячи до полутора тысяч экземпляров.
Печатники старались сохранить в книге все особенности манускрипта. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделялась красной краской.
Начало главы украшали заставки — орнаменты, на которых переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Иван Федоров сам отливал шрифты, был наборщиком, справщиком (корректором), сам иллюстрировал и гравировал.
Впервые в русском издании появился гравированный фронтиспис — фигура евангелиста Луки в триумфальной арке. Известно, что основой арки послужила гравюра из Ветхого Завета (Нюрнберг, 1524) работы ученика Альбрехта Дюрера — художника Эргарда Шёна. Помимо этой гравюры в книге 48 заставок (с 20 досок), 22 буквицы (с 5 досок), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набирались вязью.
Памятник первопечатнику И. Фёдорову Украина. Львов. Памятник русскому первопечатнику Ивану Фёдорову Когда в 1697 году в Чудовом монастыре Московского Кремля «Апостол» обнаружил Петр I, то он приказал отдать его в «книгохранительную палату» на Печатный двор и считать «Апостол» первой печатной русской книгой. На сегодняшний день известно о 61 экземпляре, которые все отпечатаны на французской бумаге. Любопытно, что в 1729 году автор «Введение в славянскую историю и литературу…»
И. Коль, утверждал, что ни один экземпляр книги не сохранился — все они погибли в Смутное время. Первое же упоминание в печати о конкретном экземпляре «Апостола» 1564 года принадлежало Василию Тредиаковскому. В XIX столетии описания различных экземпляров московского «Апостола» один за другим появлялись на страницах указателей старопечатных книг. Книга оказалась далеко не такой редкой, какой почитали ее В. Тредиаковский или епископ Дамаскин. А на Московском печатном дворе, в следующем, 1565 году, вышло два издания «Часовника», после чего деятельность Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца в Москве прекратилась, и они покинули пределы Московского государства. Отъезд первопечатников (вместе со шрифтами и оборудованием) из столицы, конечно, не был тайным, но назвать его причины однозначно невозможно.
Говорили о преследованиях властей, о специальном отправлении Ивана Фёдорова в Литву по просьбе гетмана Г. А. Ходкевича для поддержания православия. Русский историк Михаил Николаевич Тихомиров считал, что печатники уехали в Литовское княжество с согласия Государя. Сам Иван Фёдоров в послесловии к львовскому «Апостолу» (1574) писал о людях, которые «зависти ради многие ериси умышляти». Но это мог быть лишь повод для отъезда.
Не стоило забывать и о том, что в январе 1565 года Иоанн Грозный переехал в Александровскую слободу и объявил об «оставлении» им государства, и вскоре ввёл опричнину. Первопечатник считал за благо покинуть Москву. Однако это решение не могло быть окончательно принято, ибо, оставляя столицу, он увозил с собой оборудование, то есть государственную собственность, что без ведома царя сделать было невозможно. Так что, причины отъезда Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца из Москвы по-прежнему остаются загадкой.
В Москве же книгопечатание продолжало развиваться. В столице первопечатник оставил своих учеников Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева Невежу.
В 1568 году они выпустили первое послефедоровское издание — «Псалтырь». А сам Иван Федоров, продолжая издавать книги, после долгих скитаний скончался 5 декабря 1583 года. Его похоронили на кладбище львовского Онуфриевского монастыря. На могиле установили надгробную плиту с типографским знаком первопечатника и лаконичной надписью: «Друкарь книг, пред тем невиданных».
Источник: http://artpolitinfo.ru/ivan-fyodorov-pervopechatnaya-kniga-rusi-apostol/