Отношение мусульман к миру и войне
ОТНОШЕНИЕ ИСЛАМА К ВОЙНЕ
Несмотря на то что правила и принципы, связанные с взаимоотношениями исламских и неисламских государств относятся к раннему мединскому периоду, классическая исламская доктрина о войне и мире была разработана исламскими юристами (факихами) в период Аббасидов. Некоторые черты этой доктрины можно обнаружить как в общих фетвах относительно джихада, мирных договоров, безопасности (аманата) так и в некоторых более частных терминах, таких, как «харадж» (земельный налог) или «сияр» (биографии или истории) и т. д. Работы мусульманских юристов состоят в основном из правил и принципов относительно объявления и ведения войны, правил и принципов, которые были предписаны, основываясь на восприятия конкретных роли и целей исламского государства в отношении других государств.
Термин «джихад» в прошлом часто использовался для указания на применение военной силы. В Коране слово «джихад» иногда упоминается в значении «военная кампания», однако этому слову дается более широкое значение. Термин «джихад» упоминается в «мекканских» аятах:
وَمَنْ جَاهَدَ فَإِنَّمَا يُجَاهِدُ لِنَفْسِهِ ۚ إِنَّ اللَّهَ لَغَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ
А кто усердствует, тот усердствует для самого себя. Поистине, Аллах не нуждается в мирах! (29:6) и
وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا ۚ وَإِنَّ اللَّهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ
А тех, которые усердствовали за Нас, – Мы поведем их по Нашим путям. Поистине, Аллах, конечно, с добродеющими! (29:69), а также
فَلَا تُطِعِ الْكَافِرِينَ وَجَاهِدْهُمْ بِهِ جِهَادًا كَبِيرًا
Не повинуйся же неверным (в их верованиях) и борись с ними этим (Кораном) великой борьбой! (25:52).
Эти аяты были ниспосланы задолго до того, как мусульманам было разрешено сражение. В мекканский период термин «джихад» был использован в отношении к мирной борьбе на пути Аллаха. Кто бы ни делал «джихад», он вёл его ради спасения собственной души. Эти аяты призывают мусульман быть терпеливыми, и для распространения правды Ислама использовать проповедь и средства убеждения. Методология джихада включает мирное сопротивление и терпение преследований и тирании, если общие условия указывают, что этот подход – наиболее эффективный путь достижения целей мусульманского общества.
Средневековая доктрина о войне и мире с некоторыми небольшими изменениями практиковалась в течение столетий. К сожалению, несмотря на её огромные недостатки и противоречия основополагающим исламским принципам, основные черты этой доктрины не были пересмотрены.
В первую очередь это связано с политическими условиями, существовавшими в период создания доктрины и далее доминировавшими течениями в последующей истории Ислама.
В указанной доктрине принципы войны и мира основаны в основном на 3 аятах и одном хадисе:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّهِ ۖ فَإِنِ انْتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ
И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным! (2:193)
فَإِذَا انْسَلَخَ الْأَشْهُرُ الْحُرُمُ فَاقْتُلُوا الْمُشْرِكِينَ حَيْثُ وَجَدْتُمُوهُمْ وَخُذُوهُمْ وَاحْصُرُوهُمْ وَاقْعُدُوا لَهُمْ كُلَّ مَرْصَدٍ ۚ فَإِنْ تَابُوا وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ فَخَلُّوا سَبِيلَهُمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу: ведь Аллах – прощающий, милосердный! (9:5)
قَاتِلُوا الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلَا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَلَا يَدِينُونَ دِينَ الْحَقِّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حَتَّىٰ يُعْطُوا الْجِزْيَةَ عَنْ يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ
Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными (9:29)
Хадис: «Мне было указано сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: «Нет божества кроме Аллаха». Когда они это скажут, то защитят от меня свои жизни и своё имущество, если только [их не лишат] этого по праву [за серьезное преступление], и тогда они будут держать ответ [лишь] перед Аллахом».
Первый аят был ниспослан в Медине и был использован некоторыми исламскими юристами и толкователями Корана как доказательство обязанности воевать с немусульманами до тех пор, пока язычники не примут Ислам, а «люди Писания» не заплатят «джизью» (подать за покровительство). Проще говоря, этот аят был принят как общее правило, которое должно быть исполнено в соответствии с правилами, приведенными в аятах (9:5) и (9:29). В итоге, аят был растолкован в том смысле, что немусульмане должны подвергнуться давлению для принятия Ислама или встать в зависимость от исламского государства. Это буквальная и невдумчивая интерпретация! На самом деле, смысл аята заключается в том, что мусульмане должны сражаться с агрессорами лишь до тех пор, пока последние не прекратят атаковать или преследовать их. Такая интерпретация не только более правильная и понятная, но и единственно возможная, если учитывать контекст:
وَقَاتِلُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ الَّذِينَ يُقَاتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا ۚ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, – поистине, Аллах не любит преступающих! (2:190)
وَاقْتُلُوهُمْ حَيْثُ ثَقِفْتُمُوهُمْ وَأَخْرِجُوهُمْ مِنْ حَيْثُ أَخْرَجُوكُمْ ۚ وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ ۚ وَلَا تُقَاتِلُوهُمْ عِنْدَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّىٰ يُقَاتِلُوكُمْ فِيهِ ۖ فَإِنْ قَاتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ ۗ كَذَٰلِكَ جَزَاءُ الْكَافِرِينَ
И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн – хуже, чем убиение! И не сражайтесь с ними у запретной мечети, пока они не станут сражаться там с вами. Если же они будут сражаться с вами, то убивайте их: таково воздаяние неверных! (2:191)
فَإِنِ انْتَهَوْا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Если же они удержатся, то ... ведь Аллах – прощающий, милосердный! (2:192)
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّهِ ۖ فَإِنِ انْتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ
И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным! (2:193)
Следует помнить, что под необоснованной агрессией следует понимать беззаконное, попирающее человеческие права насилие. Однако под такими действиями нельзя понимать законные действия правоохранительных органов государства, направленные на задержание преступников и предотвращение преступлений. В противном случае получается, что любой преступник может попытаться уйти от ответственности, умышленно распространяя ложь о «притеснениях мусульман».
Аяты начинаются с приказа мусульманам воевать с теми, кто начинает войну против них, подчеркивая то, что мусульмане не должны становиться агрессорами. Некоторые юристы говорят, что аят «борись на пути Аллаха с теми, кто воюет с тобой» отменён («мансух») аятами суры «ат-Тауба». Это ошибочное мнение опровергнуто многими учёными, такими как Ибн ‘Аббас, ‘Умар ибн Абд аль-‘Азиз, Муджахид и другими, которые утверждают, что он действующий и ясный («мухкам»).
Следующий аят (2:191) выявляет причину, по которой мусульманам было приказано воевать против арабов-язычников, а именно отомстить за прежние страдания – изгнание из домов, преследование только за то, что те исповедовали Ислам.
Последний аят (2:193) указывает на цель этой войны – разрушение враждебной силы, которая мешает людям исповедовать их религию. Из этого аята становится ясно, что война должна вестись против индивидов и организаций, которые проявляют агрессию и преследуют людей, но не с целью насильственного обращения в Ислам. Этот же аят предписывает мусульманам прекратить сражение, как только агрессия отражена. Другими словами, предыдущие четыре аята предписывают сражение только против агрессоров, которые используют силу для того, чтобы помешать людям свободно исповедовать или практиковать их религию.
При этом следует помнить, что агрессия является присущей всем людям, в том числе и мусульманам. Кроме того, отражение агрессии в истории Ислама всегда являлось задачей регулярной, организованной армии существующего государства, а не самозваных полувоенных руководителей, «амиров». В последнем случае речь уже идет не о джихаде, а о деятельности вооруженной банды, нагло прикрывающейся Исламом.
Проанализируем аяты из суры «ат-Тауба», которые некоторые мусульманские юристы считают последней из действующих норм Корана относительно принципов начала войны против немусульман. Юристы разделились во мнениях относительно того, отменяют эти аяты рассмотренные нами выше или нет. Сторонники отмены объясняют свою позицию тем, что эти аяты составляют общие правила, которые отменяют все предшествующие правила. Таким образом, отмена выводится не из указания из текста, а на основе спекулятивной логической конструкции. Она заключается в том, что вопрос об отмене является личным мнением,
а поэтому является предметом для дискуссий и возражений. Однако для отмены хоть одного аята Священного писания нужна очевидность! Нет необходимости говорить, что под очевидностью подразумевается утверждение из Корана или Сунны в поддержку заявления об отмене.
Аяты суры «ат-Тауба» провозглашают, что мусульмане должны бороться с многобожниками до тех пор, пока те не примут Ислам. Однако в предыдущем аяте чётко указано, что обращение идет к многобожникам из числа арабов.
بَرَاءَةٌ مِنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ إِلَى الَّذِينَ عَاهَدْتُمْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
Отречение от Аллаха и Его посланника – к тем из многобожников, с кем вы заключили союз (9:1)
Причиной этого призыва к войне с арабами-многобожниками были их непрекращающиеся заговоры и вражда против мусульман для изгнания их из Медины, также, как они были изгнаны из Мекки, а также несоблюдение ими договоров с мусульманами:
أَلَا تُقَاتِلُونَ قَوْمًا نَكَثُوا أَيْمَانَهُمْ وَهَمُّوا بِإِخْرَاجِ الرَّسُولِ وَهُمْ بَدَءُوكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ ۚ أَتَخْشَوْنَهُمْ ۚ فَاللَّهُ أَحَقُّ أَنْ تَخْشَوْهُ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ
Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника? Они начали с вами первый раз. Разве вы боитесь их? Ведь Аллаха следует больше бояться, если вы верующие (9:13)
Таким образом, аяты 1–14 суры «ат-Тауба» могут быть применимы только к арабам-язычникам, которые жили во время Пророка Мухаммада (с.а.в.). Причиной, по которой они были принуждены к Исламу, была их враждебность мусульманам, предательство, нетвёрдость в обещаниях и заговоры против исламской общины в Медине. Это понимание подчеркивается в следующем аяте, выделяя тех из них, которые остались верными клятвам:
إِلَّا الَّذِينَ عَاهَدْتُمْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ ثُمَّ لَمْ يَنْقُصُوكُمْ شَيْئًا وَلَمْ يُظَاهِرُوا عَلَيْكُمْ أَحَدًا فَأَتِمُّوا إِلَيْهِمْ عَهْدَهُمْ إِلَىٰ مُدَّتِهِمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ
…кроме тех многобожников, с которыми вы заключили союз,
а потом они ни в чем пред вами его не нарушали и никому не помогали против вас! Завершите же договор до их срока: ведь Аллах любит богобоязненных! (9:4)
Таким образом, война с «людьми» подразумевает войну с многобожниками из числа арабов. Это утверждение подтверждается хадисом, переданным ‘Абдуллой ибн ‘Умаром ибн аль-Хаттабом, который писал, что Пророк (с.а.в.) сказал:
«Я был направлен для сражения с людьми до тех пор, пока они не скажут, что Аллах един и что Мухаммад (с.а.в.) – Посланник Аллаха,
и не станут совершать молитвы и выплачивать закят. Если они примут это, то их жизнь, собственность неприкасаемые, кроме случаев, когда закон ислама позволит их забрать, и тогда они будут ответственны только перед Аллахом»[1].
Очевидно, что слово «люди» здесь подразумевает только арабов-язычников, которые, судя по суре «ат-Тауба», должны были быть силой принуждены к исламу. Это слово не может быть применено ко всем, поскольку это будет противоречить указаниям Корана и примерам Пророка (с.а.в.), которые разрешают «людям Писания» практиковать их религии.
Абу Ханифа и его ученик Абу Юсуф также считали, что под «людьми» в этих аятах подразумеваются только арабы-язычники. Абу Юсуф пишет, что Хасан ибн Мухаммад сказал: «Пророк (с.а.в.) составил мирный договор с зороастрийцами аль-Хаджара на условиях уплаты «джизьи», но не разрешил мусульманам брать их женщин в замуж или есть заколотое ими животное»[2]. Он также сказал, что «джизья» может быть собрана с язычников, подобно зороастрийцам («маджус»), многобожникам, огне- и камнепоклонникам, сабеям, но не может быть взята у вероотступников или арабов-язычников, поскольку эти группы должны принять Ислам[3]. Аш-Шафи‘и и Малик также соглашались, что «джизья» может быть назначена язычникам.
Таким образом, война в целях принуждения людей к принятию Ислама, применялась лишь к арабам-язычникам. Рассмотрим аят суры «ат-Тауба»:
قَاتِلُوا الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلَا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَلَا يَدِينُونَ دِينَ الْحَقِّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حَتَّىٰ يُعْطُوا الْجِزْيَةَ عَنْ يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ
Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными (9:29)
Важно отметить, что данный аят не относится ко всем людям и не является общим правилом. Он выдвигает четыре критерия тех, с кем следует воевать из числа «людей Писания». Это те, кто не верит в Аллаха, не верит в Последний день, не отказывается от запрещенного Аллахом и его Посланником (с.а.в.), прямо запрещает религию Ислам.
Аят не дает нам право рассматривать «людей Писания» как некую единую группу. Поэтому мы можем сказать, что фразеология этого аята говорит о частном правиле («хукм аль-хасс»), то есть война предписана против определенной группы из числа «людей Писания» из-за четырёх воспроизведённых выше причин. Для мусульман необходимо прекратить сражение с нарушителями из числа «людей Писания» после того, как они сложат оружие.
Мусульманам важно помнить, что в случае прямой и очевидной агрессии против мусульманина, его семьи, сопротивление агрессору, самооборона является фардом (обязанностью). Для этого не нужно специально объявлять джихад и кричать на весь мир о борьбе во имя Ислама, борьба за собственную жизнь против агрессии есть просто исполнение воли Аллаха, и этого достаточно.
В случае агрессии против государства, где проживают мусульмане, участие в войне против агрессора является обязательным (фард). Однако обязанность по ведению джихада может возлагаться только правительством страны, так как согласно шариату и на основе фетв крупнейших ученых Ислама за всю его историю, джихад меча, имеющий силу для целого народа, страны, государства, вправе объявлять только правитель мусульман или страны, где проживают мусульмане, по согласию с авторитетными алимами этой страны.
Поэтому когда, например, некие группы, называющие себя мусульманами, на территории Европы, США и в ряде других стран совершают теракты, оправдывая их джихадом, то это не является законным с точки зрения шариата. Эти группы выступают как «заблудшая секта», подобная секте хариджитов. Любая самодеятельность в объявлении джихада в этом направлении запрещена и квалифицируется как мятеж, ридда, несущая гибель мусульманам.
Действия радикальных сектантских группировок, провозгласивших джихад вопреки шариату, т.е. лжеджихад, не имеют ничего общего с примером Пророка (с.а.в.), с учением суннитского Ислама. Это их разбой против иноверцев и ридда, мятеж против Ислама.
ИСЛАМ И МИР
Со времени своего раскрытия людям, Коран подчеркивает, что мир для него является важнейшей ценностью. Слова «ислам» и «мир» (сильм или салям по-арабски) имеют один корень: «с-л-м». Более того, Аллах выбрал слово «салям» в качестве исламского приветствия. В течение всей ранней мусульманской истории можно заметить, что мир всегда был изначальной позицией мусульман, а война была либо мерой наказания для уничтожения тирании, либо защитной мерой для остановки агрессии.
С самого начала Пророк Мухаммад (с.а.в.) был «проинструктирован» использовать дружелюбный и вежливый подход для приглашения к Исламу:
ادْعُ إِلَىٰ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ ۖ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ۚ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنْ ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ ۖ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ним тем, что лучше! Поистине, Господь твой – Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо! (16:126)
Несмотря на насильственные действия курайшитов, Пророк (с.а.в.) продолжил призывать людей к Исламу мирными методами, а мусульмане были обязаны не отвечать на насилие. Как будет показано ниже, миролюбие мусульман в течение мекканского периода было средством для открытия пути арабов к переменам и для защиты мусульман от массового истребления.
После миграции в Медину мусульманам было разрешено сражаться против тех, кто нападал на них:
أُذِنَ لِلَّذِينَ يُقَاتَلُونَ بِأَنَّهُمْ ظُلِمُوا ۚ وَإِنَّ اللَّهَ عَلَىٰ نَصْرِهِمْ لَقَدِيرٌالَّذِينَ أُخْرِجُوا مِنْ دِيَارِهِمْ بِغَيْرِ حَقٍّ إِلَّا أَنْ يَقُولُوا رَبُّنَا اللَّهُ ۗ وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ لَهُدِّمَتْ صَوَامِعُ وَبِيَعٌ وَصَلَوَاتٌ وَمَسَاجِدُ يُذْكَرُ فِيهَا اسْمُ اللَّهِ كَثِيرًا ۗ وَلَيَنْصُرَنَّ اللَّهُ مَنْ يَنْصُرُهُ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ
Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им, – тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: "Господь наш – Аллах". И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и синагоги, и мечети, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, – ведь Аллах силен, славен! (22:39-40)
Как результат, мусульмане провели несколько битв с курайшитами, включая битвы при Бадре и Ухуде. Война против исламского города-государства в Медине приобрела ещё большие масштабы, когда другие арабские племена присоединились к курайшитам в войне против молодой мусульманской общины в попытке уничтожить ее. Кампания по уничтожению мусульман достигла своего пика в битве при Хандаке (у рва), когда 10 тысяч воинов курайшитов и их союзников окружили Медину. Мусульмане сделали несколько попыток нейтрализовать врага, подписав мирный договор при Худайбие. К сожалению, арабы племени курайш и их союзники, которые наживались на войнах и создали военизированную культуру, не уважали договоры и нарушали их условия. Именно поэтому стало ясно, что единственным путём обезвредить этих людей является отражение их агрессии.
Изначальная позиция мусульман в отношении иудейской общины Медины была также основана на принципе мирного сосуществования. Через несколько месяцев после переселения в Медину Пророк (с.а.в.) завязал дружбу, заключил союз и наладил сотрудничество между мухаджирами и ансарами, с одной стороны, и с евреями, с другой. Соглашение не только признавало свободу религии для евреев и гарантировало их безопасность, но также создавало для них полноценную автономию, связанную с конкретными обязательствами, накладываемыми на обе стороны. Вот отрывок из документа, получившего неофициальное название «Мединская конституция»: «Поскольку иудеи воюют на стороне мусульман, они должны платить на равных с мусульманами. У иудеев своя религия, у мусульман – своя. Обе общины довольствуются безопасностью своих членов, кроме несправедливых и преступников с обеих сторон. Несправедливые и преступники разрушают только себя и свои семьи».
Итак, цели войны – не пропаганда или расширение территории Ислама, а установление и гарантия справедливости, в том числе в виде отмены тирании. Конечно, распространение Ислама является обязанностью Уммы. Но эти обязанности и цели должны быть воплощены мирными способами и в дружелюбной манере.
Лишь с жестокой агрессией предписано сражаться мусульманам:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّهِ ۖ فَإِنِ انْتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ
И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху. А если они удержатся, то нет вражды, кроме как к неправедным! (2:193)
وَمَا لَكُمْ لَا تُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَالْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاءِ وَالْوِلْدَانِ الَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَخْرِجْنَا مِنْ هَٰذِهِ الْقَرْيَةِ الظَّالِمِ أَهْلُهَا وَاجْعَلْ لَنَا مِنْ لَدُنْكَ وَلِيًّا وَاجْعَلْ لَنَا مِنْ لَدُنْكَ نَصِيرًا
И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника"? (4:75)
Нужно подчеркнуть, что репрессивный характер конкретного режима должен быть выявлен не путём сравнения ценностей и способа управления режима с исламскими нормами и стандартами, а по взаимодействию между мусульманами и обычными гражданами, а также в контактах, связи между Исламом и обществом. Коррупция и хаос властной вертикали не должны учитываться, поскольку эти критерии крайне субъективны. Мусульманам приказано приглашать человечество к Исламу при помощи дружеских средств, используя мирные методы просвещения и морального реформирования. Только от ничем необоснованного насилия позволяется защищаться мусульманам.
فَمَنِ اعْتَدَىٰ عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُوا عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَىٰ عَلَيْكُمْ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ مَعَ الْمُتَّقِين
… Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах –
с богобоязненными (2:194)
Защита человеческой жизни, защита свободы исповедания Ислама и соблюдение исламских норм являются целью исламской Уммы. Принцип джихада обязывает мусульман утверждать и достигать этих целей. В течение мекканского периода мусульмане сформировали миролюбивый подход по отношению к врагам, несмотря на то, что курайшиты заставляли их физически и духовно страдать. Таким образом, миролюбие оказалось лучшим способом достижения целей мусульман. Некоторые могут возразить, что мусульманам не было позволено воевать в мекканский период. Но этот аргумент не работает, когда мы осознаём, что отсутствие принципа самообороны в мекканский период было лишь временной приостановкой его применения, но не отказ от него. Коран однозначно утверждает, что принцип самообороны и защиты является неотъемлемым элементом общественной жизни и фундаментальным принципом, на основе которого возникла человеческая цивилизация.
… وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ لَفَسَدَتِ الْأَرْضُ…
… И если бы не удерживание Аллахом людей друг от друга, то пришла бы в расстройство земля… (2:251)
...وَلَوْلَا دَفْعُ اللَّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ لَهُدِّمَتْ صَوَامِعُ وَبِيَعٌ وَصَلَوَاتٌ وَمَسَاجِدُ يُذْكَرُ فِيهَا اسْمُ اللَّهِ كَثِيرًا ۗ …
…И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и синагоги, и мечети, в которых поминается имя Аллаха много… (22:40)
[1] Мухтасар Сахих Муслим. С. 9.
[2] Абу Юсуф. Китаб аль-Харадж. Каир: Тыба‘а аль-мунириййа, 1397/1976. С. 9.
[3] Там же. С. 139.